Women Watching
✏️ Статьи

Почему Грета Гервиг не получила признания от Академии за фильм «Барби»

Веселая выдалась неделька, да? В последнюю неделю я чувствовала себя в социальных сетях так, будто застряла в центре «кенской» войны, вплоть до того, что политические деятели даже делали политические заявления (примечание для политических деятелей: никогда не переходите на полный кинодискурс). Однако теперь, когда официально прошла неделя после номинации на Оскар, дискуссия утихла, и у меня было несколько дней на размышления, я все равно пришла к следующему выводу: Грета Гервиг не была номинирована на премию за лучшую режиссуру за фильм «Барби» - это неправильно. Да, в этой категории было очень много потенциальных номинантов. И да, все, кто был номинирован, были более чем достойны. Но я чувствую, что она более чем заслужила место в финальной пятерке.
Множество рассуждений из «Кинотвиттера» (простите, с этого момента я отказываюсь признавать его как X) мне не понравились. Например, мне не понравились рассуждения о том, что "есть десять номинантов на "Лучшую картину", но только пять номинантов на Лучшую режиссуру, тем более что таких же рассуждений не было, когда, скажем, Гервиг не номинировали за «Маленьких женщин» в 2019 году, или в любой другой раз, когда заслуженная режиссерка не получила номинацию.
А еще лучше, если я скажу так: допустим, вы волшебным образом перенеслись в 1992 год в день объявления номинантов на премию Оскар. Вам выпала честь оказаться в компании Барбры Стрейзанд, которая, к сожалению, не была номинирована за «Принца приливов», несмотря на то что в тот сезон ее выдвигали на различные премии. Несмотря на то что она получила Золотой глобус за лучшую режиссуру, ее также не заметили за постановку фильма «Йентл» в 1984 году. Если бы у вас была возможность поговорить с ней, могли бы вы представить, что скажете ей следующее:
1. «Принц приливов» получил семь номинаций, так что ваш фильм технически не был обойден вниманием.
2. Ваша работа номинирована на Лучший фильм, а вы режиссировали работу, номинированную на в Лучший фильм. Этого признания достаточно.
3. Вы были продюсером этого фильма, так что вы все равно номинированы на Оскар за свой фильм.
За те десятилетия, что я слежу за церемониями вручения наград Академии и их предвестниками, а также за дискуссиями о том, что в номинации Лучший режиссер должно быть больше женщин, независимо от того, была ли в том году выбрана нулевая или одна достойная кандидатура, я редко слышал «по крайней мере, мы получили [х номинантов]» или «так уж устроено режиссерское отделение Академии»... если только за этим не следовало «и это нужно изменить, и вот почему».
По моему честному и скромному мнению, вместо того, чтобы те, кто в «КиноТвиттере» приводил вышеупомянутые доводы, спотыкаясь о себя, объясняли, почему отсутствие номинации Гервиг не является большой проблемой (и были частью и даже заставляли себя участвовать в дискуссии, одновременно заявляя, что они абсолютно ненавидят эту дискуссию), я бы хотел, чтобы те, кто решил привести вышеупомянутые доводы, вместо этого заявили, что они действительно, действительно чувствуют, а это (скорее всего) следующее:
1. «Я не большой поклонник этого фильма» (что прекрасно; искусство субъективно, и мы можем вести дебаты и дружеские разногласия по поводу качества фильма).

2. «Я не думаю, что Гервиг заслужила ее больше, чем те, кто был номинирован» (что, опять же, справедливо, ведь это была "разделенная" категория, и, если быть честным, я определенно слышал это довольно часто).

3. «Я предпочитаю, чтобы небольшие инди-фильмы, иностранные фильмы и другие малоизвестные и непризнанные фильмы, которые широкая публика еще не видела, получили признание, а не Гервиг».
Последний пункт - это тот, с которым у меня есть некоторые проблемы, и он на две-три ступени ниже, чем у таких режиссеров, как Келли Рейхардт и Рубен Остлунд, которые считают их «просто еще одним фильмом про Барби» или говорят, что корпоративные деньги подкупают режиссеров-авторов, заставляя их снимать «капиталистическую пропаганду» вместо фильмов, которые они «заслуживают» снимать (и да, Голливуд должен уделять больше внимания развитию фильмов, отличных от блокбастеров, но в то же время режиссеров не следует заставлять быть голодающими художниками во имя художественной целостности). Опять же, искусство субъективно, и да, возможно, это не тот год, когда можно умереть на холме и водрузить флаг с великими номинантами этого года. И вы не получите от меня твитов в стиле Стивена Кинга, в которых я заступаюсь за зрителей, говоря, что Академия их не представляет (или, если уж на то пошло, какой-либо поддержки «кассовой премии» Золотых глобусов). Но как в теории не должно быть «Лучшего фильма, который заработал больше всего денег» или «Лучшего фильма, который представляет личные предпочтения старшего состава Академии», так же не должно быть и «Лучшего инди-, иностранного или недопризнанного фильма плюс голливудских фильмов, которые кинотвиттер может поддержать как достойные». В идеале это должен быть Лучший фильм. И да, «Барби» получила номинацию на Лучший фильм, но огромная часть причины - работа Гервиг за режиссерским креслом.
И еще одно: те, кто говорит: "Не то чтобы все собрались в комнате и решили поносить ОДНОГО человека", - будьте очень осторожны с такими высказываниями, потому что они могут очень быстро пойти по скользкой дорожке. Не все заходили в комнату, чтобы отчитать Стрейзанд за режиссуру "Йентла" или "Принца приливов", но они что-то говорили друг другу. И опять же, Рейхардт и Остлунд открыто отвергали фильм в интервью, так что они и другие, проголосовавшие за то же самое, что-то говорят. Мы можем не знать (или верить, что это не так), что все они собрались вместе, чтобы активно удерживать кого-то от номинации, но их слова на слуху у всех.

Так что вопрос в том, кого бы я убрал (по крайней мере, такой вопрос я тоже читал среди рассуждений)? Если бы мне пришлось выбирать, я бы выбрал Мартина Скорсезе. Нет, эта номинация не была просто упоминанием имени, как это обычно бывает с номинациями Джона Уильямса и Дайаны Уоррен, и он изменил повествование "Убийц цветочной луны" настолько же, насколько Гервиг изменила "Барби". Но после стольких номинаций и победы в этой категории он, вероятно, был бы не против уступить место, чтобы дать возможность кому-то другому быть признанным. И как продюсер фильма, он все равно номинирован на "Оскар" за фильм, так что он все равно получит признание, верно? Видите, как этот аргумент работает в обе стороны?

В любом случае, теперь, когда дискуссия утихла, мы увидим, приведет ли отсутствие номинаций для Гервиг и Робби к тому, что фильм получит больше побед, чем "Лучшая оригинальная песня", и люди сплотятся вокруг него в других категориях. Или же мы увидим, будет ли обратная реакция на обратную реакцию, хотя лично я сомневаюсь, что большинство избирателей Академии настолько "онлайн", как многие в Film Twitter. Но даже когда номинанты и победители начнут закрепляться в книгах истории, отсутствие номинации Гервиг будет одной из тех вещей, на которые я буду указывать как на номинацию, которая должна была произойти.

И последнее, что стоит отметить: как насчет Марго Робби? Да, я был удивлен, что она не была номинирована, поскольку она была номинирована практически во всех основных предшественниках премии, и меня беспокоило, что Аннетт Беннинг получила пятое место вместо нее, вероятно, из-за того, что избиратели старшего возраста хотели отметить ее за столь физически изнурительную игру. Но и номинация Гервиг сделала бы дискуссию гораздо спокойнее, особенно если бы пятая номинация досталась Грете Ли или Фантазии Баррино - двум достойным и более разноплановым номинантам в еще более забитой категории.