Women Watching
✏️ Статьи ☑️ Подборки

Лучшие нетрадиционные байопики

На протяжении всей истории кино большинство байопиков придерживаются простой линейной структуры, чаще всего называемой «от колыбели до могилы». Это пересказ жизни субъекта, перечисление его главных достижений и вырезание всего морально сложного из его жизни, чтобы сделать субъекта более симпатичным. Однако различные режиссеры успешно снимали байопики, которые бросали вызов предвзятым представлениям о том, каким должен быть биографический фильм. Эти режиссеры создали новые структуры повествования, экспериментировали с визуальным и звуковым оформлением и даже изменили наше представление о том, как мы воспринимаем эту реальную личность. После того как стало известно, что фильм Кристофера Нолана «Оппенгеймер» стал самым кассовым биографическим фильмом всех времен, официально обогнав в прокате «Богемскую рапсодию» 2018 года, пришло время вспомнить лучшие примеры биографических фильмов, которые бросили вызов статус-кво и продемонстрировали лучшее, как кино может сформировать наше представление о жизни человека.

«Мисима: Жизнь в четырех главах» (1985)

Шедевр Пола Шрейдера объединяет все его интересы и темы в одном портрете. Это фильм с разной эстетикой для каждой части: последний день жизни Мисимы снят в цвете в документальном стиле, флэшбеки к его жизни сделаны в черно-белом, а три воссоздания трех его романов, которые напрямую связаны с темами фильма и жизни Мисимы, полны цвета и потрясающего дизайна. Такой подход позволяет тщательно проанализировать все, что связано со знаменитым писателем, - от его творчества, мечтаний и демонов до того, что двигало им в жизни. Знаковая партитура Филипа Гласса сменяет друг друга вместе со структурой фильма, напоминающей карточный домик. Каждый фрагмент фильма работает в тандеме и наполняется смыслом тем больше, чем глубже он погружается. Финальная сцена соединяет все фрагменты в крещендо, которое соединяет все точки и мгновенно раскрывает истину об этом сложном, вызывающем разногласия гении. Это прекрасное достижение в повествовании, кинематографе и кульминация творчества Шредера. После «Мисимы» Шрейдер снял еще много отличных фильмов, но это его главное достижение уже никогда не превзойдет.

«Мария Антуанетта» (2006)

София Коппола взяла свои обычные темы одиночества, привилегий и подросткового возраста и применила их к жизни Марии-Антуанетты. Игнорируя историческую точность, она заменила классическую музыку альтернативным роком и сделала сценарий максимально современным. Возможно, это раздражает историков, но "Мария-Антуанетта" осталась лучшим фильмом Софии Копполы, не считая "Затерянных в переводе". Кроме того, что это абсолютное удовольствие для глаз с его оскароносным дизайном костюмов, постановкой и дополнительным преимуществом в виде разрешения снимать в Версале. Это великолепная историческая картина, которая действует как фильм о взрослении в 2000-х годах. Здесь нет французских акцентов. Вместо этого Коппола фокусируется на Марии-Антуанетте, девушке, которая не контролирует свою жизнь, хочет независимости, но никогда не может ее получить, и пытается по-своему бунтовать. Диалоги звучат так, как люди говорят сегодня, что должно отвлекать, но не отвлекает. Музыкальное сопровождение должно отвлекать зрителя от фильма, но при этом кажется, что ему там самое место. Коппола с симпатией относится к титулованной королеве из реальной жизни и удивительным образом заставляет вас переживать, когда они вынуждены бежать из Версаля во время Французской революции. В фильме не показан кровавый конец Марии, но потеря Версаля ощущается как потеря друга. Фильм держится на безупречной Кирстен Данст, которая придает Мари человечность и глубину, невиданную в мейнстримовых фильмах - лучшая демонстрация того, что София Коппола может предложить кинематографическому миру.

«Меня там нет» (2007)

Музыкальные байопики - самый клишированный поджанр биографий. Как правило, в них рассказывается о лучших хитах, взлетах и падениях, а саундтрек исполнителя играет в различных монтажных сценах. Над этим поджанром так легко посмеяться, что его даже спародировал фильм «Упорная ходьба: история Дьюи Кокса». Чтобы сделать музыкальный байопик интересным и тематически насыщенным, нужен настоящий, уникальный режиссер. Тодд Хейнс - один из таких режиссеров, и его биографический фильм о Бобе Дилане "Меня там нет" разрушает все представления о музыкальных байопиках. Шесть разных актеров изображают шесть разных личностей и разные периоды карьеры Боба Дилана. Неважно, какого возраста, расы или пола эта личность. Важно лишь то, что каждый из них олицетворяет дух Боба Дилана. Каждое выступление идеально вписывается в композицию, каждое отличается друг от друга. Каждая часть имеет уникальный стиль благодаря великолепной операторской работе Эдварда Лахмана. Такой смелый подход не должен был бы сработать, но он добирается до сути того, что делает Боба Дилана непознаваемой, более крупной фигурой, чем жизнь, которой он является в популярной культуре уже более полувека. Это подход, к которому должны стремиться все биографические фильмы, особенно музыкальные. Тем не менее, это первый случай, когда кто-то берется за подобный музыкальный байопик с момента его выхода. И поэтому фильм Хейнса остается таким же смелым, как и прежде.

«Персеполис» (2007)

Нетрадиционная экранизация нетрадиционного графического романа, автобиографический "Персеполис" Марджан Сатрапи сначала был преимущественно черно-белым графическим романом, а затем превратился в преимущественно черно-белый анимационный фильм в том же художественном стиле, что и графический роман, снятый тем же человеком, который написал графический роман. Этот фильм - из ряда вон выходящее явление в искусстве адаптации и анимации. Очень редко мы видим что-то настолько личное в двух разных средах, сделанное одним и тем же человеком. И все же в обоих случаях результат говорит сам за себя - это мощная история о детстве и юности Марджан во время иранской революции и после нее. Возможно, "Персеполис" в основном черно-белый, но этот художественный выбор служит тематической цели. Когда живешь в стране во время серьезных потрясений, как Марджан в Иране, все изображается в черно-белых тонах. Ты либо за революцию, либо против нее и должен быть уничтожен. Попытка найти свою идентичность во всей этой неопределенности и насилии - главная тема "Персеполиса". Прекрасная анимация и отличная работа с голосом делают эту личную историю взросления одним из лучших анимационных фильмов 2000-х годов и уникальным способом рассказать автобиографию.

«Спенсер» (2021) и «Джеки» (2016)

Пабло Ларраин снял два уникальных байопика о двух знаменитых женах двух знаменитых людей. Они обе борются и мучаются либо из-за насильственной смерти мужа, либо чувствуя себя запертыми в жизненно важном браке, в котором они несчастны. У Джеки Кеннеди и принцессы Дианы на удивление много общего. Ларраин использует художественный подход к обоим фильмам. Оба фильма очень темные и тяжелые, в них звучит струнная партитура, кинематограф кажется очень клаустрофобным, и обе женщины получают свою версию "счастливого конца", который они так и не получили в реальной жизни. Главные роли Натали Портман и Кристен Стюарт потрясающие и должны были получить Оскар. Оба фильма - психологические драмы, с сочувствием исследующие исторические фигуры и сидящие в их боли и травме. Оба фильма - трогательные, но в то же время призрачные портреты этих знаменитых женщин. Следующий проект Ларраина - байопик об оперной певице Марии Каллас, так что в завершение своей биографической трилогии ожидайте от него подхода, схожего с тем, что он сделал с «Джеки» и «Спенсер».

«Оппенгеймер» (2023)

«Оппенгеймер» - это больше, чем просто биографическая драма об одном из самых сложных и неоднозначных людей в истории человечества. Все, чему Кристофер Нолан научился за десять полнометражных фильмов, есть в «Оппенгеймере», его самом амбициозном фильме. За выразительными глазами Киллиана Мерфи, снятыми крупным планом камерой IMAX, скрывается глубоко конфликтный и преследуемый человек. Нолан переносит нас внутрь сознания Оппенгеймера; мы видим химические и физические реакции, которые невозможно увидеть невооруженным глазом, но Оппенгеймер видит их в своем сознании. Краткие вспышки его воспоминаний, которые мы уже видели, - он представляет себе взрыв ядерной бомбы или его роман с Джин Тэтлок на слушаниях в службе безопасности. Нолан

написал сценарий от первого лица, что является редкостью, когда речь идет о написании и структурировании сценария. В фильме показана еще одна точка зрения - Льюиса Штрауса. Показанный только в черно-белом изображении, Штраус - это Сальери для Моцарта Оппенгеймера.

Человек, который завидовал Оппенгеймеру, чувствовал, что с ним плохо обращаются, и сделал своей миссией уничтожение его авторитета. Первые два часа фильма больше похожи на триллер, в быстром темпе переключаясь между ранней карьерой Оппенгеймера, Манхэттенским проектом, слушаниями по утверждению Штрауса и слушаниями по безопасности Оппенгеймера. После завершения Манхэттенского проекта фильм переходит к заключительному акту - взаимосвязанной судебной драме, которая была заложена еще в начале фильма, но при этом сохраняет захватывающий темп и энергию последних двух актов. Все это подкрепляется напряженной, наводящей ужас партитурой Людвига Горанссона, творческой работой звукорежиссера и цельным монтажом Дженнифер Ламе. То, чего Нолан добивается в «Оппенгеймере», - это гобелен о беспокойном гении в сочетании с актом американского мифотворчества, ужасом американской исключительности и неспособностью человечества справиться со своими поступками. Это самый тяжелый фильм Нолана в тематическом плане, но в то же время такой увлекательный и смотрибельный. В конце фильма жена Оппенгеймера Китти в слезах говорит Оппенгеймеру: «Ты думаешь, что если ты позволил им вымазать тебя дегтем и обмазать перьями, то мир простит тебя? Не простит». Оппенгеймер хочет быть наказанным за свои поступки и за то огромное количество вины и стыда, которое он в себе таит. Нолан заставляет нас понять Оппенгеймера, но при этом никогда не делает его симпатичным и не оправдывает его поступков. Обычно в блокбастерах такого масштаба и размаха фигура должна быть максимально симпатичной, но не в этот раз. Мы начинаем с глубоко ущербного человека и заканчиваем фильм таким же глубоко ущербным человеком. Прежде чем Оппенгеймер закроет глаза и задумается о том, какой вред он принес в этот мир. Мы видим призрак человека, наблюдающего за тем, как сгорает его мир. И никто не будет жалеть его до скончания веков.