Women Watching
🎟 Фестивали ⭐️ Рецензии

Настоящие домохозяйки Ватикана: рецензия на фильм «Конклав»

Внезапная смерть Папы Римского приводит к необходимости нового Конклава. Его организация и проведение выпадает на кардинала Лоуренса (Райф Файнс). Но с приездом духовных лидеров со всего света становится понятно, что заговоры и интриги не чужды даже самым просветленным этого мира.
В 2022 Эдвард Бергер показал миру «На Западном фронте без перемен», который вышел до ужаса вовремя. С его новым фильмом «Конклав» история такая же: в преддверии выборов президента США фильм воспринимается несколько иначе, чем если бы он вышел в обычный год.
Визуально это идеально поставленная картина, где каждый поворот и наклон головы - тонко продуманная постановка кадра. Четкая геометрия помещений, симметрия, световые акценты: Бергер использует их, словно художник рисует кистью, чтобы перед нами оказалось нечто достойное стен Ватикана. В какой-то момент может показаться, что картинка слишком уж «вылизана», что фильму не хватает живости кадра. Что справедливо, но не в данном случае. Конкретно в «Конклаве» эта искусственность нужна, чтобы показать, что в организации Ватикана и церкви все так же. Живости и естественности там места нет. Все заранее продумано и спланировано. А «грязь» остается за закрытыми дверьми и доступна только избранным.
При этом, вычищенный визуал очень контрастирует с абсолютно хаотичным содержанием. В самый ответственный момент своего служения кардиналы показывают себя слабыми, алчными, завистливыми. Интриги, попытки украсть голоса, взятки - вот что помогает выбрать Папу. Вовсе не божья подсказка.
После визуальной составляющей, главным достоинством этого фильма является актерская игра. Райф Файнс идеально попал в образ сомневающегося, запутавшегося, но ответственного кардинала. Очень приятно видеть на экране Стэнли Туччи, хоть и снова в роли второго плана. Отдельного упоминания достойна Изабелла Росселини, крадущая сцены, даже если в них она просто молчит. И главному взрыву смеха зал тоже обязан только ей.
Несмотря на достоинства, на пограничный юмор, фильм все равно вызывает некую неприязнь. Хотя, скорее всего, мужчины с этим не согласятся. Но у Бергера совершенно не получилось вызвать сочувствия к своим персонажам от женской аудитории. Это просто смешно. По мнению режиссера, нам должно быть жаль кардинала, который в 30-летнем возрасте сделал ребенка 19-летней девушке, из-за чего теперь потерял шанс стать Папой Римским. Попробуйте тут не закатить глаза.
Вообще, создатели фильма явно пытались одной нитью пропустить сквозь фильм женскую линию, но получилось настолько вымученно, а концовка настолько вывернула эти попытки наизнанку, что, честно говоря, лучше бы не пытались. За всей актуальностью не угонишься, Бергер, ты же не Нетфликс, господи прости.
Кстати, про концовку. Знаете, этот момент, когда фильм вызывает сомнения, но тут происходит нечто, что начинает казаться, будто он сейчас реанимирует себя в твоих глазах и даже начнет тебе нравиться? Здесь есть такое ощущение. А потом в одно мгновение оно исчезает, и вместо него появляется чувство еще большей неприязни, чем было. И тогда приходит понимание, что режиссера очень понесло. Что он действительно просто пытается успеть везде. А еще очень хочет Оскара.
И актерские работы вполне достойны номинаций. Работа оператора, монтажера, художника. Звук в фильме тоже прекрасен. Но достаточно одной не вовремя высказанной мысли с подтекстом «на все воля божья, и кто я такой, чтобы решать вместо него», чтобы уничтожить труды других людей, задействованных в этом проекте.
В общем, «Конклав» - это красивое кино про мелких людей с большими амбициями в решающий момент их жизни и карьеры, которое может понравиться тем, кто не знает, что такое быть женщиной в современном мире.