"Байкеры": ностальгия по 60-м и современная актуальность
Рецензия на харизматичную новую ленту Джеффа Николса, прогремевшую на Лондонском кинофестивале-2023
Ревом моторов Harley Davidson Джефф Николс врывается в сезон со своей новой работой «Байкеры», на которую он вдохновился, с детства изучая одноименную книгу талантливого фотографа Дэнни Лайона с атмосферными снимками быта американских мотоциклистов 60-х годов. Из прекрасного фотоальбома и нескольких интервью, которые Дэнни Лайон взял у жены одного из членов мотоклуба, Джефф создал оригинальный сценарий, легший в основу фильма.

«Байкеры» — история, которую рассказывает Кэти (Джоди Комер) — жена одного из главных героев фильма, а фотограф-репортёр Дэнни Лайон в исполнении Майка Фейста записывает ее на диктофон. Эта история, произошедшая с полувымышленным мотоциклистским клубом Chicago Vandals, который был на пике своего влияния в 60-е годы прошлого века. Кэти освещает все, что произошло с ней с момента ее появления в клубе и знакомства со своим будущим мужем Бенни (Остин Батлер), который становится ключевой фигурой в своеобразном противостоянии Кэти и главы клуба Джонни (Том Харди) на протяжении почти всего фильма.
Вначале хочется поговорить об идеальном касте «Байкеров». Связующим звеном и главным лицом повествования является Кэти — потрясающе харизматичная Джоди Комер безупречно воплотила свою героиню и ее чикагский акцент. Она увлечена своей жизнью, она ее любит, несмотря на то, что во время пребывания в клубе ей пришлось через многое пройти. Ее female gaze раскрывает очень мужскую брутальную историю в новом и важном свете. Причиной самой истории становится ее муж — Бенни, которого Остин Батлер донес до публики с захватывающей дух красотой и харизмой, напомнив лучшие появления на экранах Джеймса Дина и Марлона Брандо, а Николс заметно не пожалел длины пленки на приятно томительные кадры с ним. Бенни немногословен, эмоционально недоступен, непредсказуем, но та энергия и внутренний стержень, которыми он обладает, сводят с ума и околдовывают не только зрителей обоих полов, но и героев Комер и Харди, раскрывая их личности с новых сторон. Завершает этот крутой звездный ансамбль Том Харди, чей Джонни — настоящий глава всего клуба, располагает к себе с первых минут герой, обволакивает своей отцовской харизмой, а его убедительный дуэт с Бенни-Батлером обладает порой большей химией, чем последнего со своей супругой. Буквально наэлектризованные отношения этих трех ярких непростых людей не лишены прекрасного юмора и сопровождаются уморительными сценами, которые уравновешивают также неизбежно драматическую составляющую.
Фильм обладает насыщенной погружающей атмосферой, и все два часа хочется оставаться внутри его насыщенных тёплыми цветами кадрах. Зрителю не составляет большого труда почувствовать в носу запах моторного масла, виски и дыма сигарет (которых герой Батлера сексуально выкуривает больше, чем произносит слов в фильме), а в живописнейших сценах погонь — ощутить ветер в волосах и величие американских просторов.
Джефф Николс вдохновляется «Хорошими парнями» Мартина Скорсезе и «Изгоями» Фрэнсиса Форда Копполы, но вряд ли будет правильным детально сравнивать их работы. В конце концов, несмотря на выбранный контекст: байкеры, мотоклуб, 60-е, и на то, что на первый взгляд сюжет фильма прост и не нов, эта картина далеко не только про глубокую ностальгию о живописных и бунтарских временах, которые хочется романтизировать, но про очень актуальный портрет токсичной маскулинности и ее разрушительной для всего и всех силы. Джефф Николс показывает его на контрасте с эпохой, но делает это особенно бережно, глубоко и трогательно глазами женщины, которой было важно оставаться с любимым человеком. Помимо всего прочего, что делает «Байкеров» важным для многих зрелищем — это вечная тема поиска своего места в жизни. А что это, как не один из самых главных вопросов, который мы нередко себе задаем.
На мой взгляд, Джефф Николс со времен «Мада» и «Лавинг» все еще остается одним из самых недооцененных режиссеров Голливуда, но есть все надежды, что «Байкеры» станут его настоящим звездным часом, когда выйдут в широкий прокат.

Настя Свиридова