20-летний комик Донни Данн живет у матери своей бывшей девушки и работает в пабе, пока пытается добиться успеха в комедии. Однажды в паб приходит женщина за 40, и Донни, узнав что у той нет денег, угощает ее чаем за счет заведения. Марта, как представляется женщина, начинает купать Донни в комплиментах, называет его «олененком», и вскоре ее восхищение перерастает в преследование. Юный комик оказывается жертвой опытной сталкерши, но его история тоже не так проста…
Это не только история, основанная на реальных событиях. Это история на реальных событиях, созданная, написанная и сыгранная человеком, с которым все эти события произошли. От мыслей о том, сколько раз Ричарду Гэдду пришлось переживать собственную трагедию снова и снова, хочется плакать. Но давайте посчитаем: сначала это все случилось в реальности - это раз, потом он написал пьесу - это два, потом он играл в собственной пьесе - это три, потом с ним связался Нетфликс и предложил сделать из пьесы сериал, и он написал сценарий - это четыре, а потом он еще и сыграл главную роль в этом сериале - это пять. Но это оказалось терапией. Терапией не только для него самого, но и для всех, переживших подобное, будь то сталкинг или абьюз. Терапией для тех, кто ищет себя, кто сомневается в себе, кто себя стыдится.
В сериале всего 7 эпизодов примерно по 30 минут. Серии заглатываются моментально и идеально развиваются, несмотря на весь кошмар событий. Но это не вылизанная история, где героев раскрашивают в черное и белое. Нет. В ней открыто говорят о том, что сталкер – не обязательно плохой человек. Это может быть психически нездоровый человек. Чувствуете разницу? И жертва – не просто большеглазый олененок (pun intended), а глубоко заблудившийся в собственной травме человек, который поначалу мог даже наслаждаться вниманием. Нам открыто показывают, как – и главное – почему жертва сталкинга и насилия может винить в происходящем себя. А еще, мы видим, что жертвой может стать человек абсолютно любого пола и гендера.
Вообще, это тот пример проекта, где все сложилось идеально. В последнее время на Нетфликсе стало страшно начинать что-то смотреть. Конечно, у них есть огромное количество хитов. Но на каждое «качество» приходится целый набор абсолютно несмотрибельной «чуши», в которые впихивают невпихуемое и получается цирк. Но, как можно заметить в «Олененке», Нетфликс умеет дать дорогу и довериться своим талантам.
У этого сериала две режиссерки. Вероника Тофильска работала над прекрасной адаптацией «Темных начал», которую выпустила HBO, а Жозефин Борнебуш срежиссировала три эпизода «Заговора сестер Гарви» на Apple TV+. И в «Олененке» женская режиссерская рука добавляет ту необходимую жизнь, которая не дает зрителю задохнуться.
Потому что по ходу сериала мы успеваем испытать всю гамму эмоций. Иногда эмоции сменяются буквально за секунду. Ведь в жизни тоже не бывает, чтобы был сплошной смех или сплошная грусть. Эмоции сменяют друг друга, делая невыносимую историю выносимой и живой.
А какая картинка! Очень чувствуется, что сериал родился из пьесы, потому что довольно часто камера и свет работают так, будто герои находятся на сцене. Это добавляет одновременно и глубины, и вовлеченности зрителя.
Нельзя не отметить и актерскую игру. И тут хочется сказать про невероятную работу Джессики Ганнинг, которая сыграла роль Марты. Бесподобно. Она одновременно заставляет чувствовать и сочувствие, и ненависть, и жалость, и отвращение.
С жанром черной комедии создатели сериала тоже уже знакомы. Петра Фрид, помимо «Олененка» продюсировала такие хиты, как «Отбросы» и «Конец ***го мира». И в данном случае «чернуха» абсолютно на своем месте. Конечно, про подобные темы можно говорить серьезно. И люди говорят. Но что, если тебе хочется донести больше, чем просто «абьюз и сталкинг – это плохо»? Что, если хочется показать целый путь человека, обратить внимание именно на него? Просто через призму травмы. Тем более, когда речь про человека, который хочет развиваться в комедии.
И да, сценарий – шедевр. Вопросов не остается. При этом, нам не разжевывают и не кладут в рот кашу, нам дают соображать самостоятельно, обладая максимумом информации и данных. Ричард Гэдд сделал это просто гениально. Он, кстати, написал один эпизод «Полового воспитания», то есть, это не первое его сотрудничество с Нетфликс.
Если вы думаете, смотреть этот сериал или нет? Определенно – да. Если вы боитесь, что смотреть будет тяжело из-за поднятых в нем тем? Определенного ответа нет. Но то, что на протяжении просмотра ваше сердце будет разбито на миллион осколков – 100%. Только пусть это вас не пугает. Через 5 секунд после того, как из ваших глаз польются водопады, Ричард Гэдд выдаст очередную шуточку, от которой вы будете смеяться сквозь слезы с самым идиотским выражением лица, и ваши близкие, кто не в курсе дел, определенно решат, что у вас едет кукуха.
Но очень советую смотреть, когда вам не нужно на работу на следующий день.
Sent from my iphoen