Women Watching
⭐️ Рецензии 🎟 Фестивали

Лондонская история Второй мировой: рецензия на фильм «Блиц» Стива Маккуина

Лондонский кинофестиваль открыла новая картина Стива Маккуина «Блиц» — трогательная история, увиденная глазами маленького темнокожего мальчика в Лондоне времен Второй Мировой войны. Кажется, не самый типичный выбор для открытия кинофестиваля. Но Маккуин в очередной раз показывает свою привязанность к неодушевленному — раненный город и его тревожная жизнь становятся главными героями «Блица».
Про войну и истории людей в ней снято немало фильмов. Сложно сказать, что конкретно этот чем-то кардинально отличается от плеяды таких работ. Тем не менее, Маккуин постарался затронуть разную проблематику со своего угла зрения, когда наткнулся на архивные фотографии, помогшие ему восстановить историю. Юного Джорджа (Эллиот Хеффернан) сына белой женщины (Сирша Ронан) и темнокожего, эвакуируют из Лондона, но мальчику очень тяжело дается это решение, и он отправляется в самостоятельное путешествие домой. Помимо террора, разрывающего Европу, общество страдает и изнутри — расизм, миграционные проблемы, насилие и воровство процветают, несмотря на общую проблему, против которой, казалось бы, необходимо сплотиться. Маленький Джордж сталкивается с различными людьми и социальными явлениями на своем пути, переживает сепарацию, взрослеет. В то же время Рита, его мать, работает на оружейном заводе и тяжело переносит разлуку с сыном.

В фильме переплетаются несколько историй, все они достаточно просты, но фокус внимания на каждой из них держать довольно тяжело, потому что они нещадно рвутся в моменте повествования и дают зрителю пощечины. Остросоциальные вопросы Маккуин решает доносить прямолинейно и «в лоб», тем самым делая свой фильм доступным ребенку. Возможно, такова задумка, но мне такое показалось чересчур, как и периодически игра главных актеров — чрезмерно театральной. Из багажа очень разных работ на военную тематику «Блиц» временами выбивается своей нереалистичностью, и ему не хватает концентрации на том, что может поистине кольнуть в сердце. Весь каст справился хорошо, но не оставляло ощущение, что главное в этом фильме — не отдельно взятые люди. И да, Харриса Дикинсона уж совсем непростительно мало, хотя он был заявлен в первых рядах.
Визуал фильма прекрасен, мастерски поставленные художественные «нештампованные» кадры выглядят монументально и убедительно. Нельзя не отметить величественный и трагичный саундтрек маэстро Ханса Циммера, который ведет нас разорванным полотном через весь фильм. Монтаж звука и в целом работа над ним также играют важную роль в повествовании и на звучание всего фильма сложно не обратить внимание при просмотре. Сразу вспоминается подобное у Джонатана Глейзера в его «Зоне интересов».
Из ряда добротных составляющих и интересного исходного материала могла выйти более острая работа, но распылившись на все вопросы, начиная от места женщины в обществе 20 века и вопросы взросления и заканчивая национализмом и контекстом глобальной деградации мира, фильм теряет свой темп, хватку и «не работает», как потенциально бы мог. Но, как минимум, ради визуала и актеров, посмотреть новый фильм Маккуина стоит.

«Блиц» можно будет увидеть с 22 ноября на Apple TV+.