Women Watching
⭐️ Рецензии 🎟 Фестивали

«Солтберн»: захочется ли там затеряться?

Делимся отзывом на новинку от Эмеральд Феннелл, открывшую Лондонский кинофестиваль-2023
Эмеральд Феннелл, подарившая миру «Девушку, подающую надежды» и себя в роли Камиллы Паркер-Боулз, врывается в новый сезон с картиной «Солтберн» и сносит голову так, что пришлось ее даже собирать пару недель, прежде чем написать этот отзыв. Об этом фильме хочется рассказать аккуратно, без спойлеров, потому что в этом случае о них легко оступиться и испортить эффект неожиданности, который бесповоротно и пленил меня в этом кино.
Кратко, о чем: Оливер (Барри Кеоган), парень из бедной семьи, приезжает учиться в Оксфорд, где знакомится и очаровывается Феликсом (Джейкоб Элорди) — знатным молодым человеком с загадочной, беззаботной и распутной жизнью. При стечение некоторых обстоятельств, когда учебный год заканчивается, Феликс зовёт Оливера погостить у себя в роскошном поместье Солтберн с его семьей.
«Солтберн» обволакивает своей красотой с первых минут: с первых кадров и букв шрифта вступительных титров. Феннелл с визуальной точки зрения отдает почтение «Назови меня своим именем» и «Эйфории», а ее внимание к деталям и эстетике кадров завораживает. Ее взгляд реализует талантливейший оператор Линус Сандгрен, с кем регулярно работает Дэмиен Шазелл. Так «Солтберн» собирается в плотный разнообразный ковер, где просто нет места эстетическому дисбалансу. Идеально подобранный саундтрек вызывает необходимую для восприятия тревогу и дискомфорт. Само собой, также важная часть успеха такого фильма — его яркий и харизматичный каст. Оливер — первая главная роль Барри Кеогана, и этот парень удивляет с каждым проектом все больше: смелейший, настоящий, дерзкий, дикий, изощренный, он сумел «достать» и показать в своем герое все доступные слои.
Второстепенные роли несут своим массивом важный фундамент фильма: Джейкоб Элорди убедительно сыграл пустого стеклянноглазого мажора, одновременно отвратительного и притягательного, Розамунд Пайк — мать его персонажа, предстала в невероятно харизматичном и саркастичном образе, Элисон Оливер (сестра Феликса), о которой почему-то говорили немного, особенно запала мне в душу своим небольшим, но пронзительным перформансом, ей удалось стать своего рода красной нитью морали фильма. Отца семейства сыграл роскошный британец Ричард Грант с неумолимо скрытой в глубине бесовщиной. Прекрасная Кэри Маллиган, любимица Эмеральд Феннелл, также появляется в небольшом ярком камео. Между персонажами разворачиваются отлично прописанные диалоги с хлестким юмором и в какой-то момент кажется, что ты уже смотришь социальную сатиру, пусть и не без недостатков, облаченную в мрачную вязкую фантазию с попыткой ухода в психологический триллер.
И несмотря на то, что «Солтберн» может отдаленно напомнить «Талантливого мистера Рипли» наоборот, и сложно не вспомнить и о вайбах «Возвращения в Брайстед», Феннелл заходит будто новый на виток в подобных сюжетах, находит в них еще более доступную нам актуальность и достает из них квинтэссенцию. Сюжет набирает обороты на всех парах, иногда, правда, как будто проседая, теряясь и уводя нас туда, где внимание будет не так остро, вводя в своеобразный наркотический трип, чтобы в конце буквально несколькими ударами уничтожить все представления о том, что это было и точно пропустить пару вдохов или ударов сердца.
Солтберн и его обитатели вместе с Оливером рассказывают и показывают собой и своими историями, что такое порок, и как он никому не чужд, ровно как и личностное гниение — далеко не только участь богатых и избалованных. Вряд ли эта картина несет сложную мораль, но у нее есть характер, и он точно понравится не всем, сможет даже оттолкнуть шокирующе смелыми сценами и гротескной «отмороженностью», но что в «Солтберне» есть еще наверняка — это способность буквально пробраться под кожу своей червоточиной и не на шутку испытать наших внутренних демонов. Отправитесь к ним на встречу?