Women Watching
⭐️ Рецензии 🎟 Фестивали

«Мальчик и птица»: лучший анимационный фильм года

Интроспективная история от японского классика анимации
Studio Ghibli выпустила один из лучших анимационных фильмов года. Повествование сложное и амбициозное, зрители уйдут из этого фильма с желанием посмотреть его еще раз. Прекрасные фортепианные композиции Джо Хисаиши - одна из лучших партитур года.
Ребенок переживает семейные неприятности, и у него не хватает средств, чтобы справиться с ними. Ребенок отправляется в мир природы и бродит мимо покрытых мхом зданий, представляющих старую, довоенную Японию. Фольклор и связанные с ним духи направляют ребенка, и он учится на примере их приключений. Этой историей Хаяо Миядзаки увлекался на протяжении всей своей карьеры, и он продолжает исследовать ее в фильме «Мальчик и птица». Махито (Сома Сантоки) теряет мать во время бомбардировок Второй мировой войны. Его отец, военный фабрикант, привозит его в сельскую местность Японии во время войны, и он встречает свою новую мать, Нацуко. Махито с трудом приспосабливается к новому дому, становится стоическим и отстраненным. Он обнаруживает любопытную цаплю, которая никак не может оставить его в покое. Эта цапля приводит его в мир сверхъестественных существ, и он должен пройти через него, чтобы спасти свою новую мать Нацуко и вернуть ее домой.
Партитура Джо Хисаиши, как ничто другое, выделяет фильм. Композитор Джо Хисаиши работал с Миядзаки почти над каждым из его фильмов, и его партитуры отличаются драматизмом и захватывающим повествованием. Хотя эти партитуры всегда дополняют фильм, их прекрасно слушать и сами по себе. Величественность партитур к фильмам «Духи прочь» и «Движущийся замок Хаула», игривость партитуры «Моего соседа Тоторо» или ликование партитуры «Принцессы Мононоке» - это одни из лучших композиций в кино. Партитура "Мальчика и цапли" отличается от предыдущих крупных работ Хисаиши с Миядзаки. Партитура в основном состоит из созерцательного фортепиано, а тема цапли - из одной фортепианной ноты. По мере того как Махито становится все более любопытным к тайнам этого уголка земли, в партитуре появляется все больше духовых инструментов. Когда действие набирает обороты, Хисаиси подключает струнные. Тем не менее, фильм состоит в основном из великолепных фортепианных партитур, среди которых выделяется "Ask Me Why (Mother's Message)" и последующая реприза.
Центральным моментом фильма является кульминационная сцена, в которой Махито находит свою мачеху Нацуко после путешествия по этому мистическому миру. Она лежит в родильной палате, а вокруг спящей мачехи мирно кружится белая бумага. Махито нарушает тишину в комнате, и начинается хаос. Белая бумага прилипает к Махито, когда он пытается дотянуться до своей новой матери, и она отвергает его, как он отверг ее в реальном мире. После этой сцены в моем кинотеатре воцаряется тишина, как после визуально потрясающего и драматического момента. Эта сцена как будто является тематической кульминацией всего фильма.
Не все фильмы должны иметь однозначные ответы, особенно такие высококонцептуальные, какими часто являются фантастические фильмы Миядзаки. В этом фильме затронуто множество тем - рождение и смерть, эксплуатация и наследие. Я покидал фильм, размышляя о том, что означают все эти персонажи: Варавара, птицы и старик. Возможно, некоторые элементы были немного не связаны между собой, но этот фильм требует повторного просмотра, чтобы полностью понять замыслы Миядзаки. В конце концов, фильм приходит к удовлетворительному завершению, когда сходятся несколько сюжетных моментов. В развязке происходит скачок во времени, а перед тем как закончить фильм простой последней фразой, фильм становится тихим.
Вспоминая об этом фильме, трудно не вспомнить о возрасте Миядзаки. Миядзаки 82 года, и после своего последнего фильма 2013 года "Ветер поднимается" он, предположительно, ушел на покой. В «Мальчике и птице» речь идет о старом творце, который пытается разобраться со своим наследием, и это соотносится с возрастом Миядзаки. Но главным героем этого фильма вполне может быть сам Миядзаки, ведь в «Махито» проявляются многие автобиографические черты самого Миядзаки: смерть матери, увлечение самолетами, юность в военное время. Возможно, в роли Миядзаки выступает даже сама цапля. В последнее время мы видим, как авторы исследуют старение: посмотрите на самоанализ Скорсезе, рассказывающего истории с камео в «Убийцах цветочной луны», или на аналогичный самоанализ Спилберга в «Фабельманах» 2022 года. В этом фильме Миядзаки, похоже, тоже обращается к прошлому, но сложность определения того, кто же является Миядзаки-исполнителем, делает его намного сильнее. Он более сложен, чем просто автобиографичен.
Общение в Интернете все чаще дает понять одно: люди тоскуют по ручной, традиционной анимации. С этой работой связано чувство ностальгии, а недавние попытки CGI-анимации кажутся скорее сгенерированными, чем созданными. Это особенно актуально для американских анимационных фильмов. Но анимация, нарисованная вручную, медленная. Миядзаки начал работу над «Мальчиком и птицей» в 2016 году. Над фильмом трудились шестьдесят аниматоров, и за три года производства было снято тридцать шесть минут фильма. Конечно, пандемия привела к задержкам. Сравните с фильмом «Супербратья Марио» этого года - его производство началось в 2020 году.
Место Studio Ghibli в новом мире киноиндустрии после пандемии очень интересно. Помимо того, что на создание «Мальчика и птицы» ушло много времени, он был выпущен в Японии без каких-либо рекламных материалов. Интересно, что фильм был частично профинансирован за счет потокогого вещания библиотеки Ghibli. В американском прокате «Мальчик и птица» занял первое место, что резко контрастирует с центральным фильмом оригинальных программ Disney в этом году - «Желанием». Будет интересно посмотреть, что это значит для будущего Studio Ghibli.