Women Watching
⭐️ Рецензии

«Дюна: часть вторая» — Дэни Вильнев подарил миру один из лучших сиквелов всех времен.

Дэни Вильнев врывается в новый киносезон с умопомрачительным сиквелом своей «Дюны». Я благодарна судьбе, что мне удалось попасть на ранний показ фильма в Париже, хотя однозначно буду пересматривать. И всем порекомендую посмотреть фильм не раз и в формате IMAX, для которого он и был снят.
«Дюна» в своей первой части берет определенный разгон: знакомит нас со вселенной, с ее персонажами и вводит в непростые отношения и корень вселенского конфликта. Вторая «Дюна» будто прыгает, отталкиваясь от этого трамплина, увлекает нас за собой в самую гущу интенсивных событий и ярчайших образов.
Вильнев не был бы Вильневом, если бы не привнес так много своего (в плане акцентов) в эту франшизу. Он, как настоящий фанат книги, бережно изучает каждое событие и каждого героя, придавая им больший смысл, расширяя арки, любуясь ими, как огранкой бриллиантов.
Дэни всегда славился тем, что умел находиться на грани блокбастера и авторского кино, и вторая «Дюна» — идеальная иллюстрация его режиссёрского подхода. Монументальнейшие сцены (под неизменный гениальный саундтрек Ханса Циммера) прекрасно гармонируют с элементами «маленького кино». Как и напряженные сцены балансируют с умиротворением и покоем. За каждый такой элемент отвечает свой персонаж или сюжетная линия, а талантливый оператор Грег Фрейзер умело лавирует в своих съемках между вселенским размахом и вкрадчивой интимностью кадров.
В этой части «Дюны» мы ближе знакомимся с тираническими Харконненами, которые захватывают власть на Арракисе, в то время как влияние Муад’Диба и его матери Леди Джессики растет среди фрименов. Сестры Бене Гессерит отрабатывают новые планы, а между Полом и Чани стремительно развиваются романтические чувства. Перед героями вновь встают серьезные политические и нравственные вопросы, а испытания призваны сломить или закалить. Сюжет фильма охватывает большую часть романа, а сценарий фильма аккуратно ведет нас по разным линиям, как бы сшивая картину в одно полотно, тем самым сглаживая некую лоскутность повествования самого Герберта, бережно сохраняя всю его глубину.
Дэни Вильнев всегда зрит в корень, если говорить об актерском составе. И в своем кино ему удалось раскрыть новых и старых персонажей с максимальной глубиной и точностью. Каст прекрасен и полон химии как в ансамбле, так и сольно. Тимоти Шаламе в образе своего Пола Муад’Диба играет одну из самых убедительных ролей карьеры. Непростой переход из наследного принца – ищущего и сомневающегося – в лидера и Мессию, на чью долю выпало далеко не то, о чем он мечтал. Его взгляд становится жестче, хватка — сильнее, слово — звучнее и крепче. Это еще не весь путь, и за его развитием смотреть крайне интересно.
Чани-Зендея получает огромное раскрытие своего персонажа в сиквеле. При этом становясь и самым канонически измененным героем. Она искусно обрамляет героя Пола, выступает сильнейшей поддержкой. Зендея окутывает своей естественностью и харизмой их общую сюжетную линию. Она — дикая защитница своего народа, всегда полагается на ум. И только потом – на сердце. Ее героиня непредсказуема, как настоящая представительница вольных людей.
Отдельного внимания в сиквеле заслуживают Харконнены и любовь Вильнева к ним. Так, на фоне тираничного барона Владимира (Стеллан Скарсгард) и его глупого племянника Раббана (Дейв Батиста) громадой вырастает образ наследника и кандидата в императоры Фейд-Рауты.

Остин Батлер, воплощая его, предстал подавляющим, жестоким, хитрым и жутким монстром-обольстителем, трансформировавшимся – физически и поведенчески – до полной неузнаваемости. На его пути нет преград. От его безмерно харизматичного образа кидает в дрожь, по спине бежит холодок, но одновременно с этим он почти животно притягивает. Его герой, многослойно и сильно раскрытый в рамках одного фильма, без сомнений «крадет» все свои сцены, держа зрителя невидимой рукой за горло. И этот своеобразный «джокер» Вильнева врывается в ряд культовых злодеев.
Во франшизе дебютирует еще одна молодая звезда – Флоренс Пью. Мудрая принцесса Ирулан в исполнении Флоренс пополняет ряд прекрасных женских персонажей и во многом служит антиподом. А вот Кристофера Уокена, ее отца-императора, точно бы хотелось разглядеть поближе.
Говоря о ярких женских персонажах, нельзя не сказать про Ребекку Фергюсон и Леа Сейду. Леди Джессика играет важную роль в истории Пола и Пророчества в целом. Она находит свой расцвет в образе преподобной Матери. Леди Марго (Сейду) было не так много, но ее соблазнительный персонаж, будто из потустороннего мира, вряд ли оставит равнодушным.
Совсем иным предстает в новой «Дюне» Стилгар, герой Хавьера Бардема. Он превращается в религиозного фанатика. И Бардем через своего персонажа приносит главную юмористическую линию во всю картину. Через него Дэни иллюстрирует абсурд религиозности, и мы смеемся с ним там, где, на первый взгляд, не совсем уместно, но на самом деле — уместнее всего.
Дэни Вильнев вновь комплексно подходит к философии романа, раскрывая ее наравне с актуальностью проблем настоящего: диктатура, опрессия, войны, экологическая повестка, подковерные политические игры. Не осуждая и не превознося никого, режиссёр предоставляет нам самим, пусть и его глазами, рассмотреть эту сложную масштабную историю, не отвлекая от главного художественными изысками. И в который раз он убеждает зрителя, что является мастером баланса, непревзойденной эстетики и магнетизма сай-фай стиля.
Уверена, что поклонники книг Герберта найдут то, что их поразит в лучшем смысле, ровно как и расхождения в авторском взгляде, которые при должном «увеличении» и осмыслении, вполне себя оправдают. Вторая «Дюна» — точно не то, что многие ожидают даже в своих самых диких фантазиях. И поэтому мощь магии кино буквально валит с ног, поражая разум и чувства.
Этот эпичный опус в целом и отдельные его сцены останутся в истории мирового кинематографа, как лучшее, что было снято в кинематографической сфере научной фантастики. Браво, Вильнев и vive le cinéma. Как невыразимо радостно жить, когда можешь видеть своими глазами рождение такого шедевра. Непременно ждём третий заключительный аккорд.
2024-02-21 20:41