Women Watching
⭐️ Рецензии

«Еретик»: рецензия на новый фильм от А24 с Хью Грантом

Хочется есть черничный пирог, заслушивать Radiohead до дыр и играть в Монополию Боб Росс Edition.
«Еретик» Скотта Бека и Брайана Вудса прекрасен. Он так точен и смел, так находчив и мозаичен, что временами просто не хочется дышать, а только внимать. Это максимально диалоговое кино-игра со зрителем, позволяющее в течение всего показа и после него еще долго вертеть вечно актуальные темы: религия и церковь, каково их место в современным мире, вопросы веры, философия маркетинга, власть. Актуальность — на высоте. Отсылок для зрителя любого поколения — предостаточно.
В мастерстве Хью Гранта сомнений нет. Актер несет на себе двухчасовое повествование почти полностью в формате разговора и держит внимание так, что от экрана не оторваться. Нельзя пропускать ни одно звено мысли, ни одну деталь. Ведь дьявол, как мы знаем, в них. Мистер Ридд Хью Гранта — один из ярчайших антагонистов сезона: он очаровательный, умный, цепкий и уверенный в себе. А еще умеет блестяще пародировать Джар Джар Бинкса из «Звездных воин». В течение всего фильма он расшатывает мировоззрение двух религиозных миссионерок, пришедших к нему, с помощью ярких метафор, громких популистских высказываний и психологических экспериментов. Может показаться, что герой занимается газлайтингом, но как бы ни хотелось, он очень четко очерчивает реалии западного мира, в которых мы живем. Он задает вопросы, на которые уже знает ответ, просчитывает на шаг вперед, чтобы привести нас к главной идее фильма, его бьющемуся темному сердцу, к которому героини и зритель идут по спирали.
Юные Софи Тэтчер и Хлоя Ист, сыгравшие двух мормонских миссионерок, смотрятся чуть менее органично, но ко второй половине фильма, когда события своеобразной игры и безумие накаляются, раскрываются интереснее.
О визуале также нельзя не сказать: дом мистера Ридда и его деревянная модель пленяют. Чон Джон-ху, южнокорейский оператор, с нереальным послужным списком от «Олдбоя» и «Служанки» до «Вонки» создает леденящий эффект присутствия. Оператор искусно играет геометрическими формами и помещает каждый необходимый пазл картины в кадр так, чтобы не дать зрителю заплутать. Тем не менее, «Еретик» нестрашен в привычном понимании хоррора: он может угнетать своими догмами и пост-эффектом как крепкий психологический триллер, нежели пугать понятными приемами фильма ужасов. Да, многие понятия и рассуждения в фильме сильно упрощены, в моменте они могут показать даже эпатажными, но это не портит восприятие. «Докрутить» зритель сможет сам. Возможно, сильно не стоит, потому что от депрессивных мыслей не спасет даже двусмысленный финальный кадр. Выбор всегда за вами. Или нет.