Women Watching
⭐️ Рецензии

«28 лет спустя»: рецензия на новый бунтарский опус Дэнни Бойла

Дэнни Бойл снял сумасшедшее и хулиганское кино «28 лет спустя», которое бесспорно пополняет мой текущий топ-2025. Можно называть его своего рода сиквелом «28 дней спустя», но, по факту, сохранен лишь контекст глобальной катастрофы, во время которой разворачивается действие: человечество заражено вирусом «ярости», который передается очень быстро и приносит непоправимые последствия для социума, разрывая его. Теперь — полноценный фокус на постапокалиптический Brexit — Великобританию, не только отделенную от Европы и мира карантином, но и разрозненную внутри себя новыми политико-социальными процессами.
Начать сразу хочется со визуала: новаторская идея и ранее не виданный подход к съемке со смелейшим миксом стилей. Здесь и крупные планы, и широкие перспективы, и камера от «первого лица», и чуть ли не 25-й кадр. Пожалуй, первый раз, когда я вышла из зала, поняв, что меня «укачало», как после крутого аттракциона. Энтони Дод Мэнтл гениально сочетает разные методы гибридной съемки от дронов и GoPro до камер мобильного телефона. Сцены, снятые на айфоны, добавляют захватывающее дух осязание реальности, смазанности границ и хрупкости мира. Мы прямо здесь и сейчас, в этом фильме. Тот случай, когда съемка выступает не демонстрацией совершенства технологий и пытливости ума создателей, а настоящим подспорьем в повествовании и вводом зрителя в максимальную близость к происходящему. Ко всему этому хочется добавить до мелочей психологически продуманный саундтрек и вбивающее каждым словом удар по макушке стихотворение Редьярда Киплинга Boots, талантливо выбранное сопровождением к музыке.
Подобно съемке, в «28 лет спустя» смешиваются и жанры. За меньше, чем два часа, мы проходим от бытовой семейной драмы до экзистенциальных вопросов, завершая фантастической антиутопией, которая замыкает цикл повествования. Конечно, все также протекает на фоне зомби-хоррора, к которому привыкаешь мгновенно, но Бойл и здесь разбавляет тематику атмосферой мифов, языческим фольклором, религиозным подтекстом. Алекс Гарленд, мастер злободневного кино, сам подчеркивал, что брал вдохновение из картин «Кес» Кена Лоуча и классики зомби-кино Джорджа Ромеро. На сей раз режиссер также выбирает гранж и дополняет картину видеорядом из документальных военных съемок прошлого века, а также «Генрихом V» с Лоуренсом Оливье. «28 лет спустя» — максимально британский, он пропитан китчем, символикой страны, хорошей и не очень, он не претендует на мировую актуальность и универсальность, и от того привлекает своей уверенной аутентичностью.
Весь актерский состав бесподобно сбалансирован и уместен. Безумная Джоди Комер забирает каждую сцену на себя, полностью отсутствует ощущение «игры». Причудливый ученый-доктор Рэйф Файнс ловко и даже игриво заправляет фольклорной, как ни парадоксально, частью фильма, и уверенно несет на своих плечах одну из важнейших сюжетных линий, доводя ее до конца. 14-летний Алфи Уильямс — Спайки, главный герой фильма, как в дуэте со своим отцом Джейми, Аароном Тейлором-Джонсоном (возможно, его лучший перформанс), и с Комер в роли его матери Айлы, так и единолично, очень тонко и чутко раскрывает трансформацию и рост юной личности в изолированных и экстремальных условиях, бесстрашно переключает на себя внимание, заставляет глубоко сопереживать его истории. Интересно, как карикатурность (или консервативность?), например, персонажа отца, балансирует на грани высмеивания таких линий в массовой культуре через топорность реплик и пафос кадра, не отклоняясь от общего серьезного драматического курса.
Сценарий вышел не без «пробоин». Несмотря на очень понятный замысел и основу сюжета с прекрасно выписанными персонажами и ярким говорящим миром, были моменты, которые противоречили логике. Модификации в «обновленном» обществе заметны, но раскрыты недостаточно (их едва можно выстроить из пары диалогов) — хотелось бы больше понять контекст того, что происходило 28 лет с островами в фантазии Бойла и Гарланда. Возможно, мы получим больше ответов во второй части, над которой работает Ниа ДаКоста. Также в какой-то момент случившееся на высокой скорости нагромождение прямых метафор, отсылок и твистов (а не количество убитых зомби!), вызывало головокружение и подташнивание, хотя, этому «виной» может быть и резкая «аттракционная» съемка с нестабильным фокусом вместе с аудиорядом, которым испытывают солдат. Несмотря на такой беспощадный подход бунтаря Дэнни Бойла, хочется в очередной раз отметить его неповторимый стиль и уверенность в высказываниях, пусть иногда жестких и националистических. Подробно про финал высказываться не буду, пусть он откажется сюрпризом для каждого: понравится или нет, это будет видно, но точно застанет врасплох и откроет вопрос «а монстры кто», а тех, кто хорошо знаком с британской медиа культурой, гарантировано ударит вдвойне.
Сравнивая «28 лет спустя» и «28 дней спустя» с художественных сторон, нужно сказать, что продолжение франшизы вышло несоизмеримо смелее, экспериментальнее, испытывающее зрителя до граней. Проблематика масштабнее, визуальный язык доступнее, ужас — более глубинный, сковывающий, растущий изнутри по мере того, как фильм наращивает дискомфорт.

На мой взгляд, очень важно, что «28 лет» вышел в один год с «Грешниками» Райана Куглера, и оба фильма серьезно прогремели в прокате: они вполне комплиментарны друг для друга не только своей смелостью в зрительном плане, но и злободневным посланием, смешанным с социальной сатирой, прекрасно дополненной надрывным взглядом на локальные культуры.

Сколько бы не было написано и сказано про «28 лет», заспойлерить его практически невозможно: ничто не подготовит к увиденному.
2025-06-21 15:52